Remont cmentarzyka w Borowicach oraz tablica przy obozie!
Moderatorzy: Borowice.pl, Gawe, Cieslak
- Borowice.pl
- Administrator
- Posty: 1570
- Rejestracja: wt wrz 05, 2006 8:23 am
- Lokalizacja: Borowice
- Kontaktowanie:
Relacja z Apelu Poległych na stronie Nadlesnictwa nieżka:
http://www.wroclaw.lasy.gov.pl/?aid=1370
o remoncie napisała Jelonka:
http://www.jelonka.com/news,single,init,article,11221
http://www.wroclaw.lasy.gov.pl/?aid=1370
o remoncie napisała Jelonka:
http://www.jelonka.com/news,single,init,article,11221
Ostatnio zmieniony czw sty 10, 2008 6:07 pm przez Borowice.pl, łącznie zmieniany 1 raz.
- Borowice.pl
- Administrator
- Posty: 1570
- Rejestracja: wt wrz 05, 2006 8:23 am
- Lokalizacja: Borowice
- Kontaktowanie:
Wróciłem z Rosji i mam tłumaczenie, które postaram się wkrótce umiescić na stronie (mam chwilowe kłopoty z cyrylicą):
КЛАДБИЩЕ ПЛЕННЫХ НЕМЕЦКОГО ЛАГЕРЯ В БОРОВИЦАХ - ЗАХОРОНЕНИЕ ВОЕННОПЛЕННЫХ РАЗНЫХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ И НАСИЛЬНОПРИГНАННЫХ РАБОТНИКОВ ИЗ ПОЛЬШИ, СТРОЯЩИХ СУДЕТСКУЮ ДОРОГУ, ПОГИБЩИХ И ЗАМУЧЕННЫХ В 1939-1945 ГОДАХ ОТ РУК НЕМЕЦКИХ ОХРАННИКОВ
Мощеная лесная дорога, пролегающая вдоль речки Кача, соединяющая Подгужин с Боровицами, была построена благодаря Майнцу - главному лесничему княжества Шафгоч – в 1902-1904 годах. В 1937 году дорогу заасфальтировали. Со стороны Чехии в 1914-1921 годах была построена дорога, соединяющая Шпиндлеровый Млын со Шпилдлеровой Седловиной. В 1938 году, оккупировав Чехословакию, Германия решила соединить дорогой две области Корконоши– Силезскую и Чешскую. Это дорога должна была иметь важное стратегическое и военное значение. Так, в конце 30х годов началось строительство Судетской дороги, соединяющей Боровицы со Шпиндлеровой Седловиной (где сегодня находится 2 турбазы:польская Одродзенне и чешская Шпиндлерова Болда).
Заказ на строительство дороги получила немецкая фирма Х.Плюшке из г.Легница. Для рабочих на территории 2 гектаров были сооружены строительные бараки в лесу между Боровицами и Пшесекой в долине реки Мыя на высоте 635 метров над уровнем моря.
Во время Второй Мировой войны в этих бараках жили насильнопригнанные рабочие лагеря Арбайтскоммандо №374, а затем они были превращены в лагерь военнопленных, которые в нечеловеческих условиях строяли Судетскую Дорогу.
Уже в октябре 1939 года в долину реки Мыя была привезена первая группа польских рабочих, которые должны были строить бараки для будущих военнопленных.
20 апреля 1940 года в город Еленья Гура прибыли первые 2000 рабочих из городов Сосновец, Бенжин и Олкуш для принудительных работ. Часть из них, около 100 человек, отвезли в Боровицы для земляных работ при строительстве Судетской Дороги недалеко от лагеря, и для работ в слесарных и плотницких мастерских.
В июле 1940 года на Шпиндлерову Седловину прибыло 250 бельгийских военнопленных, которые содержались в здании бывшей немецкой таможни на границе. Кроме того, в это же время в лагере в Боровицах содержались еще 500 военнопленных. Все эти пленные использовались непосредственно для строительства Судетской дороги. До конца февраля 1941 года Вермахт(Немецкое Командование) освободил большую часть выживших бельгийских пленных, а их место на несколько месяцев заняли около 200 французских военнопленных. Осенью 1941 года для строительства Судетской дороги пригнали еще около 400 советских военнопленных.
Строительство дороги гражданскими рабочими было закончено в 1943 году, когда польских рабочих вывезли и на их место для продолжения строительства были пригнаны польские, советские, французские, бельгийские и датские военнопленные из лагерей №VIIIE и №308 из г. Швинтошув (бывш. Нойхаммер ам Куайс), №VIIIC из г. Жагань (бывш. Заган) и №VIIIA из г.Згожелец (бывш. Герлитц) и г. Войчешице (бывш. Фойгсдорф). В среднем лагерь насчитывал 700 мужчин, в том числе около 300 французов. Территория лагеря очень хорошо охранялась, была огорожена колючей проволокой и окружена наблюдательными вышками. На территории лагеря было около 15 деревянных бараков. Строительством дороги руководила фирма из Легницы, в то время как контроль за рабочими-военнопленными осуществляли офицеры СС.
Работа по строительству Судетской Дороги была очень тяжелой. Рабочие и военнопленные кирками выдалбливали дорогу в скалах и вручную дробили камни для постройки дороги. На Судетской Дороге над речками Кача, Мыя и Подгурна были построены 3 массивных каменных моста шириной около 11 метров. Люди умирали от недоедания, от тяжелой непосильной работы, от измождения и от болезней. Эпидемия брюшного тифа унесла жизни многих сотен людей. Немцы не удалось воплотить свои планы, и на рубеже 1944-45 годов из-за приближения линии фронта лагерь был ликвидирован. Оставшиеся в живых военнопленные, которые пережили голод, побои и ужасное обращение, были расстреляны. Количество погибших военнопленных колеблется между 800 и 1000 человек. 40 пленных похоронено в одной братской могиле недалеко от лагеря. В массовых захоронениях безымянно погребено около 500-600 человек разных национальностей. В 1945 году около 70 человек из числа военнопленных пришли в деревню Пшесеку – их дальнейшая судьба неизвестна. Бараки были разобраны и сожжены – от них остались только обгоревшие фундаменты, указывающие на бывший здесь когда-то лагерь.
Сегодня на территории бывшего лагеря можно увидеть кирпичные фундаменты некоторых зданий, например кухни; площадки, где размещались бараки; и дорожки, выложенные камнем, между бараками, а также два выложенных камнем по кругу следа от каких-то объектов, возможно, цистерн.
На территории кладбища 2 раза производились частичные раскопки – в 1956 и 1970 годах. Данные раскопок подтвердили, что здесь действительно были захоронены военнопленные - об этом свидетельствуют предметы, найденные при них: пуговицы и металлические части от военных мундиров, а также металлические бляхи с номером лагеря №308.
На кладбище в Боровицах находятся 38 безымянных могил с дубовыми крестами с прикрепленными к ним найденными металлическими лагерными бляхами, обнесенные цементной могильной оградой, и одна большая братская могила. Указатель на Судетской Дороге и памятная табличка, вмурованная в большой гранитный камень, рассказывает проходящим по дороге о том, что здесь происходило.
В 70х годах было спроектировано завершение этой дороги, которая должна была через Шпиндлерову Седловину связать Польшу и Чехословакию. К счастью, этот проект не осуществился. Тогда была заасфальтирована уже существующая часть дороги.
Сегодня дорога от места пересечения Судетской дороги с Синим туристическим маршрутом, который ведет из Пшесеки к Шпиндлеровой Седловине, находится в отличном состоянии, с твердым покрытием, и длится еще около километра. Еще через километр Судетская Дорога переходит в тропинку, вдоль которой находятся каменные валы – скорее всего, более 60 лет назад они предназначались для дальнейшего строительства дороги. А дальше тропинка становится совсем труднопроходимой, и возвращается на северо-восток, где снова пересекается с Синим туристическим маршрутом. Последний отрезок дороги перед Шпиндлеровой Седловиной протяженностью около 1.5 километров также находится в хорошем состоянии и шириной более 10 метров. С Чешской стороны к Шпиндлеровой Седловине ведет широкая асфальтированная дорога.
----------
Строительный лагерь Судетской Дороги конца 30х годов, на заднем плане гора Чоло (бывш. Штирнберг) высотой 874 метра над уровнем моря.
Военнопленные и насильнопригнанные рабочие на строительстве Судетской Дороги.
Останки военнопленных, обнаруженные при раскопках 27 октября 1970 года.
Маршрут пролегания Судетской дороги, местонахождение лагеря и кладбища в Боровицах.
----------
В 2007 году кладбище в Боровицах было полностью отремонтировано силами авторов портала www.Borowice.pl при содействии работы форума http://forum.Przesieka.pl , портала www.Przesieka.pl , Государственного Совета Охраны Памяти Жертв Войны и Репрессий; Регионального Лесничества Снежка с управой в Коварах; а также Главы Администрации Подгужина.
----------
Перевод сделан нашими друзьями из города Зеленоград, Москва, Россия.
------------------------------
КЛАДБИЩЕ ПЛЕННЫХ НЕМЕЦКОГО ЛАГЕРЯ В БОРОВИЦАХ - ЗАХОРОНЕНИЕ ВОЕННОПЛЕННЫХ РАЗНЫХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ И НАСИЛЬНОПРИГНАННЫХ РАБОТНИКОВ ИЗ ПОЛЬШИ, СТРОЯЩИХ СУДЕТСКУЮ ДОРОГУ, ПОГИБЩИХ И ЗАМУЧЕННЫХ В 1939-1945 ГОДАХ ОТ РУК НЕМЕЦКИХ ОХРАННИКОВ
Мощеная лесная дорога, пролегающая вдоль речки Кача, соединяющая Подгужин с Боровицами, была построена благодаря Майнцу - главному лесничему княжества Шафгоч – в 1902-1904 годах. В 1937 году дорогу заасфальтировали. Со стороны Чехии в 1914-1921 годах была построена дорога, соединяющая Шпиндлеровый Млын со Шпилдлеровой Седловиной. В 1938 году, оккупировав Чехословакию, Германия решила соединить дорогой две области Корконоши– Силезскую и Чешскую. Это дорога должна была иметь важное стратегическое и военное значение. Так, в конце 30х годов началось строительство Судетской дороги, соединяющей Боровицы со Шпиндлеровой Седловиной (где сегодня находится 2 турбазы:польская Одродзенне и чешская Шпиндлерова Болда).
Заказ на строительство дороги получила немецкая фирма Х.Плюшке из г.Легница. Для рабочих на территории 2 гектаров были сооружены строительные бараки в лесу между Боровицами и Пшесекой в долине реки Мыя на высоте 635 метров над уровнем моря.
Во время Второй Мировой войны в этих бараках жили насильнопригнанные рабочие лагеря Арбайтскоммандо №374, а затем они были превращены в лагерь военнопленных, которые в нечеловеческих условиях строяли Судетскую Дорогу.
Уже в октябре 1939 года в долину реки Мыя была привезена первая группа польских рабочих, которые должны были строить бараки для будущих военнопленных.
20 апреля 1940 года в город Еленья Гура прибыли первые 2000 рабочих из городов Сосновец, Бенжин и Олкуш для принудительных работ. Часть из них, около 100 человек, отвезли в Боровицы для земляных работ при строительстве Судетской Дороги недалеко от лагеря, и для работ в слесарных и плотницких мастерских.
В июле 1940 года на Шпиндлерову Седловину прибыло 250 бельгийских военнопленных, которые содержались в здании бывшей немецкой таможни на границе. Кроме того, в это же время в лагере в Боровицах содержались еще 500 военнопленных. Все эти пленные использовались непосредственно для строительства Судетской дороги. До конца февраля 1941 года Вермахт(Немецкое Командование) освободил большую часть выживших бельгийских пленных, а их место на несколько месяцев заняли около 200 французских военнопленных. Осенью 1941 года для строительства Судетской дороги пригнали еще около 400 советских военнопленных.
Строительство дороги гражданскими рабочими было закончено в 1943 году, когда польских рабочих вывезли и на их место для продолжения строительства были пригнаны польские, советские, французские, бельгийские и датские военнопленные из лагерей №VIIIE и №308 из г. Швинтошув (бывш. Нойхаммер ам Куайс), №VIIIC из г. Жагань (бывш. Заган) и №VIIIA из г.Згожелец (бывш. Герлитц) и г. Войчешице (бывш. Фойгсдорф). В среднем лагерь насчитывал 700 мужчин, в том числе около 300 французов. Территория лагеря очень хорошо охранялась, была огорожена колючей проволокой и окружена наблюдательными вышками. На территории лагеря было около 15 деревянных бараков. Строительством дороги руководила фирма из Легницы, в то время как контроль за рабочими-военнопленными осуществляли офицеры СС.
Работа по строительству Судетской Дороги была очень тяжелой. Рабочие и военнопленные кирками выдалбливали дорогу в скалах и вручную дробили камни для постройки дороги. На Судетской Дороге над речками Кача, Мыя и Подгурна были построены 3 массивных каменных моста шириной около 11 метров. Люди умирали от недоедания, от тяжелой непосильной работы, от измождения и от болезней. Эпидемия брюшного тифа унесла жизни многих сотен людей. Немцы не удалось воплотить свои планы, и на рубеже 1944-45 годов из-за приближения линии фронта лагерь был ликвидирован. Оставшиеся в живых военнопленные, которые пережили голод, побои и ужасное обращение, были расстреляны. Количество погибших военнопленных колеблется между 800 и 1000 человек. 40 пленных похоронено в одной братской могиле недалеко от лагеря. В массовых захоронениях безымянно погребено около 500-600 человек разных национальностей. В 1945 году около 70 человек из числа военнопленных пришли в деревню Пшесеку – их дальнейшая судьба неизвестна. Бараки были разобраны и сожжены – от них остались только обгоревшие фундаменты, указывающие на бывший здесь когда-то лагерь.
Сегодня на территории бывшего лагеря можно увидеть кирпичные фундаменты некоторых зданий, например кухни; площадки, где размещались бараки; и дорожки, выложенные камнем, между бараками, а также два выложенных камнем по кругу следа от каких-то объектов, возможно, цистерн.
На территории кладбища 2 раза производились частичные раскопки – в 1956 и 1970 годах. Данные раскопок подтвердили, что здесь действительно были захоронены военнопленные - об этом свидетельствуют предметы, найденные при них: пуговицы и металлические части от военных мундиров, а также металлические бляхи с номером лагеря №308.
На кладбище в Боровицах находятся 38 безымянных могил с дубовыми крестами с прикрепленными к ним найденными металлическими лагерными бляхами, обнесенные цементной могильной оградой, и одна большая братская могила. Указатель на Судетской Дороге и памятная табличка, вмурованная в большой гранитный камень, рассказывает проходящим по дороге о том, что здесь происходило.
В 70х годах было спроектировано завершение этой дороги, которая должна была через Шпиндлерову Седловину связать Польшу и Чехословакию. К счастью, этот проект не осуществился. Тогда была заасфальтирована уже существующая часть дороги.
Сегодня дорога от места пересечения Судетской дороги с Синим туристическим маршрутом, который ведет из Пшесеки к Шпиндлеровой Седловине, находится в отличном состоянии, с твердым покрытием, и длится еще около километра. Еще через километр Судетская Дорога переходит в тропинку, вдоль которой находятся каменные валы – скорее всего, более 60 лет назад они предназначались для дальнейшего строительства дороги. А дальше тропинка становится совсем труднопроходимой, и возвращается на северо-восток, где снова пересекается с Синим туристическим маршрутом. Последний отрезок дороги перед Шпиндлеровой Седловиной протяженностью около 1.5 километров также находится в хорошем состоянии и шириной более 10 метров. С Чешской стороны к Шпиндлеровой Седловине ведет широкая асфальтированная дорога.
----------
Строительный лагерь Судетской Дороги конца 30х годов, на заднем плане гора Чоло (бывш. Штирнберг) высотой 874 метра над уровнем моря.
Военнопленные и насильнопригнанные рабочие на строительстве Судетской Дороги.
Останки военнопленных, обнаруженные при раскопках 27 октября 1970 года.
Маршрут пролегания Судетской дороги, местонахождение лагеря и кладбища в Боровицах.
----------
В 2007 году кладбище в Боровицах было полностью отремонтировано силами авторов портала www.Borowice.pl при содействии работы форума http://forum.Przesieka.pl , портала www.Przesieka.pl , Государственного Совета Охраны Памяти Жертв Войны и Репрессий; Регионального Лесничества Снежка с управой в Коварах; а также Главы Администрации Подгужина.
----------
Перевод сделан нашими друзьями из города Зеленоград, Москва, Россия.
------------------------------
- Anna Maria
- Odznaka Mała Srebrna
- Posty: 151
- Rejestracja: czw lut 15, 2007 12:39 pm
- Lokalizacja: Wrocław
- Borowice.pl
- Administrator
- Posty: 1570
- Rejestracja: wt wrz 05, 2006 8:23 am
- Lokalizacja: Borowice
- Kontaktowanie:
Tłumaczenie tekstu na kolejne języki. wietny pomysł Według mnie tłumaczenie powinno być w językach, w których mówili więniowie obozu. A także w języku osób, innych narodowosci, które w Karkonosze przyjeżdżają. Biorąc pod uwagę te dwa kryteria wykorzystany został chyba zasób języków, w jakich należałoby przetłumaczyć tekst.
Naprawdę niebywałe zaangażowanie w sprawę
Borowice.pl pisze:kolejne wersje już wkrótce - czeska i francuska...
Naprawdę niebywałe zaangażowanie w sprawę
- Anna Maria
- Odznaka Mała Srebrna
- Posty: 151
- Rejestracja: czw lut 15, 2007 12:39 pm
- Lokalizacja: Wrocław
Cieslak napisał, że powinnismy się chyba przeniesć na temat o cmentarzyku i chyba miał rację
i jestesmy już w temacie o cmentarzyku.
Tymi co niechcący dostali kulkami snieżnymi wtedy pod cmentarzem to własnie była moja grupka. Akurat opowiadałem znajomym jak wyglądał cmentarzyk przed a jak pięknie wygląda po remoncie.
i jestesmy już w temacie o cmentarzyku.
Tymi co niechcący dostali kulkami snieżnymi wtedy pod cmentarzem to własnie była moja grupka. Akurat opowiadałem znajomym jak wyglądał cmentarzyk przed a jak pięknie wygląda po remoncie.
- wkarkonosze
- Odznaka Mała Złota
- Posty: 211
- Rejestracja: pt wrz 01, 2006 7:40 pm
- Lokalizacja: Jelenia Góra
- Kontaktowanie:
- Borowice.pl
- Administrator
- Posty: 1570
- Rejestracja: wt wrz 05, 2006 8:23 am
- Lokalizacja: Borowice
- Kontaktowanie:
wersja niemiecka powstała dzięki naszemu tłumaczeniu w Borowicach (moja córka Marysia i ja) oraz korekcie mojego przyjaciela Dietmara z Limburgerhof (Nadrenia-Palatynat)
wersja angielska powstała dzięki tłumaczeniu mojej córki Marysi przebywającej czasowo w Krakowie koło Skawiny (Małopolska)
wersja rosyjska powstała dzięki moim przyjaciołom Oldze i Andrey'owi z Zelenogradu pod Moskwą (dwa wieczory przy koniaczku, a wokoło daczki -20 st. C)
dzis otrzymałem wiadomosć, że wersja czeska przygotowywana przez mojego przyjaciela Radovana z Hradec Kralove jest gotowa w ok. 60%
wersję francuską być może przygotuje syn byłego jeńca belgijskiego, przetrzymywanego w budynku dawnego urzędu celnego na Przełęczy Karkonoskiej
liczę na to, że umieszczone na stronie tłumaczenia spowodują odzew uzupełniający naszą wiedzę o historii obozu i cmentarzyka w Borowicach
może zrobimy tablicę przy obozie w wielu wersjach językowych...
wersja angielska powstała dzięki tłumaczeniu mojej córki Marysi przebywającej czasowo w Krakowie koło Skawiny (Małopolska)
wersja rosyjska powstała dzięki moim przyjaciołom Oldze i Andrey'owi z Zelenogradu pod Moskwą (dwa wieczory przy koniaczku, a wokoło daczki -20 st. C)
dzis otrzymałem wiadomosć, że wersja czeska przygotowywana przez mojego przyjaciela Radovana z Hradec Kralove jest gotowa w ok. 60%
wersję francuską być może przygotuje syn byłego jeńca belgijskiego, przetrzymywanego w budynku dawnego urzędu celnego na Przełęczy Karkonoskiej
liczę na to, że umieszczone na stronie tłumaczenia spowodują odzew uzupełniający naszą wiedzę o historii obozu i cmentarzyka w Borowicach
może zrobimy tablicę przy obozie w wielu wersjach językowych...
http://spindelmuehle.riesengebirgler.de ... angene.htm
http://spindelmuehle.riesengebirgler.de/KG.htm
http://spindelmuehle.riesengebirgler.de/KG-1.htm
Nie znam niemieckiego, ale umieszczone tam zdania i może cały artykuł jest powiązany z głównym wątkiem postu. Więcej co prawda jest informacji o czeskiej częsci Drogi Sudeckiej, ale może ktos znajdzie informacje dotyczące polskiej częsci drogi.
"Wie er mir weiter berichtete, brachte man etwa 200 belgischen KG über Hohenelbe nach Friedrichsthal in die drei Kasernen. Eine Gruppe mit weiteren 250 Gefangenen, von denen noch Marcel Pauwels und mein Vater leben, brachte man im Deutschen Zollhaus, unweit der Spindlerbaude und in einer Baracke der Firma Chemische Werke Brieg, Abt. Straßenbau, unter. Zusätzliche 250 stationierte man in Baracken bei den Baberhäusern oberhalb Hains. Diese waren der Firma Plüschke Liegnitz zum Bau der neuen Spindlerpaßstraße nach Hain zugeteilt"
http://spindelmuehle.riesengebirgler.de/KG.htm
http://spindelmuehle.riesengebirgler.de/KG-1.htm
Nie znam niemieckiego, ale umieszczone tam zdania i może cały artykuł jest powiązany z głównym wątkiem postu. Więcej co prawda jest informacji o czeskiej częsci Drogi Sudeckiej, ale może ktos znajdzie informacje dotyczące polskiej częsci drogi.
"Wie er mir weiter berichtete, brachte man etwa 200 belgischen KG über Hohenelbe nach Friedrichsthal in die drei Kasernen. Eine Gruppe mit weiteren 250 Gefangenen, von denen noch Marcel Pauwels und mein Vater leben, brachte man im Deutschen Zollhaus, unweit der Spindlerbaude und in einer Baracke der Firma Chemische Werke Brieg, Abt. Straßenbau, unter. Zusätzliche 250 stationierte man in Baracken bei den Baberhäusern oberhalb Hains. Diese waren der Firma Plüschke Liegnitz zum Bau der neuen Spindlerpaßstraße nach Hain zugeteilt"
- Borowice.pl
- Administrator
- Posty: 1570
- Rejestracja: wt wrz 05, 2006 8:23 am
- Lokalizacja: Borowice
- Kontaktowanie:
Do tych linków dotarłem jakis czas temu, zanim zredagowałem ostateczną wersję tekstu na tablicę. Poza tym wymieniłem trochę emaili z Panem Bartierem, synem belgijskiego jeńca.
Ostatnio zmieniony pn lut 11, 2008 1:24 pm przez Borowice.pl, łącznie zmieniany 1 raz.
Wróć do „Turystyka w Borowicach”
Kto jest online
Użytkownicy przeglądający to forum: Obecnie na forum nie ma żadnego zarejestrowanego użytkownika i 23 gości